ФЭНДОМ

Полдень. XXI век (2002, 1) — первый номер (фактически второй — первым стал т.н. пилотный выпуск) литературно-художественного и критико-публицистического журнала Бориса Стругацкого. Подготовлен к выпуску в издательстве «Геликон-Плюс». Поступил в продажу в мае 2002 года.

Редакция Править

Главный редактор: Борис Стругацкий.
Заместитель главного редактора: Александр Житинский.
Редколлегия: Сергей Бережной, Кир Булычёв, Андрей Измайлов, Андрей Лазарчук, Святослав Логинов, Евгений Лукин, Сергей Лукьяненко, Сергей Переслегин, Вячеслав Рыбаков, Михаил Успенский, Александр Щёголев.
Художник: Дмитрий Горчев.
Корректор: Тамара Княжицкая.
Верстальщик: Ирэна Каспари.

Выходные данные Править

Изд. лицензия ЛР №065684 от 19 февраля 1998 года. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №77-12302 от 8 апреля 2002 года. Подписано в печать 13 мая 2002 года. Формат 70х108 1/16. Гарнитура журнальная. Печ. л. 17. Тираж 5000 экз. Заказ №120.

Содержание номера Править

Борис Стругацкий — «Слово редактора» 
Главный редактор рассказывает об отсутствии в России литературного журнала, полностью посвященного фантастике, о давних планах выпуска такого издания и надеждах редакторов.

Истории, образы, фантазии Править

Александр Тюрин — «Псы-витязи» (повесть) 
Банда уголовников вламывается в квартиру главного героя. И не только уголовников, но и психопатов, сдвинувшихся на военно-исторической почве. Но спустя время выясняется, что под доспехами скрывается интересное (хоть и давно немытое) биологическое явление, способное изменить всю прежнюю жизнь человечества.
Александр Щёголев — «Легкий бред в формате дзен» (повесть) 
Для массового читателя, эта повесть — жуткий патопсихологический триллер про учителя-маньяка. Литературная гадость с превышением допустимой физиологичности. Психологии, возможно, с перебором, но крутой сюжет на месте. На самом же деле — вещь, метафоричная и нереалистичная. Ум посрамляется в его глупости, сила — в ее бессмысленности, а здравый смысл — в его трусости.
Сергей Синякин — «Кавказский пленник» (повесть) 
Андрей Хуснутдинов — «Карамазовы казармы» (рассказ) 
Кир Булычёв — «Крокодил на дворе» (пьеса) 
Не многоэтажка, а фантастическая вселенная — на одном этаже обитают коты, натренированные убивать, и русалка, выводящая чешую средством от повышенного роста волос, здесь же аква-музей и настоящее море, а также свободно разгуливающий крокодил. Конечно, как и в любом сказочном мире, тут есть любовь и доброта. Конечно, как и в настоящем мире, тут есть расчет и алчность.

Личности, идеи, мысли Править

Сергей Переслегин — «Синдром Гэндальфа-Сикорски: проклятье власти в контексте истории» 
Автор в интересной форме рассматривает творчество Толкиена, проводя параллели с нашим миром, и вновь возвращаясь к творчеству. В статье много ответов, но все они в форме вопросов — читателя не ведут по тропинкам Средиземья, а лишь показывают карту этих дорожек. Круг же рассмотренного широк - от этики и политики, до героизма и внутренней трагедии.
«Гарри Гаррисон: Фантаст стреляет дробью» — Беседа, записанная Андреем Измайловым 
Александр Мазин — «Насущные проблемы автора коммерческой литературы» 

Информация Править

Большой всемирный информаторий. Июнь 
Указаны даты примечательных событий июня (юбилеев, годовщин и пр.), так или иначе касающихся фантастики. Информаторий подготовлен Владимиром Борисовым.
Финалисты АБС премии 2002 года 
Названы общие положения конкурса, лауреаты премии последних лет и финалисты премии 2002 года (премия присуждается 21 июня, а номер подписан в печать 13 мая 2002 года).

Краткое содержание произведений Править

Александр Тюрин — «Псы-витязи» Править

Программист Митя Галкин работал в своей квартире над проектом для зарубежного заказчика, когда к нему позвонили и вломились семеро бандитов. Не смотря на странный внешний вид — кольчуги, шлемы, мечи — гости были вполне технически подкованными. Из разговора бандитов Митя понимает, что они выходцы из старой Рязани, разрушенной века назад татаро-монголами. Сейчас же они промышляют рэкетом, а нацелены на местный химико-биологический НИИ.

Предводитель бандитов Путята вместе с Митей отправляется в круглосуточный магазин за выпивкой. У находящегося рядом ресторана главарь знакомится с дамочкой, предположительно, лёгкого поведения. После недолгих уговоров и «разборок» с ухажёром дамочки, она возвращается вместе с героями в квартиру Мити. Представившись Светланой, она сообщает, что работала когда-то в химико-биологическом НИИ. Митя начинает подозревать в ней агента спецслужб или наводчицу милиции. Кроме странного происхождения бандитов, оказывается, что они и физически ненормальны – у некоторых грубые наросты на коже, чешуя и шипы. Витязи принимают решение привлечь Митю и Светлану к попытке проникновения в НИИ, а Светлана решает изучить феномен рязанцев более подробно. Для входа в институт нужен человек, который там часто бывает, его необходимо захватить.

Инспектор Никодимов, занимающийся рэкетирами, просматривает плёнку скрытой камеры из помещения, на которое напали бандиты, прозванные газетами «псами-витязями». И замечает на записи своего одноклассника Галкина, которого в школе часто обижали, в том числе и за странные речи — будто бы Митя из средневековой Руси.

Митя пытается уличить бандитов во лжи и разными способами допытывается у одного из них о подробностях жизни в старой Рязани, сверяя ответы с информацией на археологическом сайте. Поняв, что перед ним 750-тилетние войны, он узнает, что большую часть времени они проводят в спячке. Светлана берёт на анализ семя витязей и выясняет, что причиной их продолжительного существования стал вирус, изменивший структуру ДНК.

Взятый при набеге пленник, после пыток дает достаточное количество информации для планирования проникновения в институт. К вечеру бандиты отправляются за данью, а с пленником оставляют Митю. Попросившись в туалет, пленный нападет на Митю, но в борьбе падает с балкона и погибает.

Псы-витязи отправляются в институт, а Митю оставляют дома за ненадобностью. Тут его и находит Никодимов с нарядом спецназа. По дороге в следственный изолятор на конвой нападают рязанцы, отбивают Галкина и, взяв его с собой, едут в институт.

Решив проникнуть с тыла, через дренажную канализационную систему, бандиты спускаются под землю. Неожиданно встречают здесь отряд ВОХР и руководителя института – Кирпичёва. Во время переговоров о сдаче, становится ясно, что Светлана сама из старой Рязани. И даже была законной супругой Путяты. А феноменом долголетия занимается давно.

Завязывается бой, гаснет свет. Митя решает добраться до цели операции — незаконченного эликсира вечной молодости «Инго». Возле хранилища «Инго» Галкин сталкивается с охранником, который сразу узнаёт в нем долгожителя. Митя растерян. Охранник нападет на него, к нему присоединяется монгольский воин, из крови которого и пытались в институте изготовить «Инго». Благодаря помощи Еруслана — одного из псов-витязей — Мите удаётся избежать смерти и скрыться из института.

Светлана и вся банда, кроме Еруслана, выжила. Они просят закопать их в землю, решив впасть в спячку: воинам не нравится время — дескать, тяжелое, злое, а Светлана ожидает, что после пробуждения наука будет достаточно развита, чтобы она могла продолжить свои эксперименты с эликсиром молодости. Они просят Митю разбудить их через 100 лет.

Александр Щёголев — «Легкий бред в формате дзен» Править

Девятилетний сын Александра Барского открывает дверь в квартиру незнакомому человеку, который сразу же запирает его в ванной и проходит в комнату к отцу. Гость чувствует недомогание, вспоминает, что накануне убил кота, а потом охотился за неким господином по фамилии Русских. Мертвого кота он бросает на журнальный столик, нападает на хозяина и связывает его. Дмитрий Клочков, именно так зовут гостя, встретил накануне на городской учительской конференции своих одноклассников – Щюрика Барского и Колю Кожуха. Барский пожаловался, что его сын совсем ничего не боится – может оставить дверь в дом открытой, впустить незнакомого. Кожух рекомендует Клочкова, как уникального специалиста по воспитанию – последний является одновременно учителем литературы, физики и физкультуры. Клочков увлекается восточной философией и стремится воспитать в себе поэта, воина и ученого. Обещал завтра зайти в гости и поговорить с сыном.

Дмитрий делает удавку и накидывает ее на шею Барскому, ставит его под люстрой, к которой привязана петля. Из ванной комнаты выпускается сын Леонид, ему на голову надевается пустой бак от белья. Вчера, после конференции троица одноклассников долго болтала. Во время беседы Барский угостил товарищей леденцами. Кожух, работающий в милиции, уточнил, не отравлены ли. Барский ответил, что притравливает только первую конфету, которая досталась Клочкову. В спальне начинается «урок»: Клочков ударяет по баку и заставляет мальчика повторять ответы, на вопросы незнакомцев, стучащих в дверь. После того, как у мальчика получается ответить правильно, Дмитрий предлагает подождать жену Барского – Идею, а также обвиняет хозяина в отравлении. Недомогание учитель почувствовал накануне. «Скорая» предложила везти его в больницу с плохой репутацией и он отказывается.

Клочков заставляет Барского позвонить Русских, который, как выясняется во время звонка, был вчера убит. Дело рук Клочкова. Кожух, отвозя вчера вечером Дмитрия в отдел экспертизы, чтобы проверить отравление, сказал, что если кого-то Барский и отравил бы, то Русских – он работает вместе с женой Идеей, и Барский ревновал супругу. Клочков видит кота Барских и после непродолжительной охоты вылавливает его и ранит, но коту удается выскользнуть в открытую форточку. Возвращается домой с ночного дежурства Идея Барская.

Хозяйка верно оценивает ситуацию. В ее сумочке Дмитрий находит вилку – не холодное оружие по закону, но не менее опасное. Клочков предупреждает присутствующих о соблюдении дисциплины и рассказывает Идее об огромном количестве подслушивающей аппаратуры в квартире и на ее одежде: результат деятельности ревнивого мужа.

Когда гость и хозяин еще были детьми, Александр получил серьезный ожог лица. Дмитрий предполагает, что Барский винит его за тот случай и воспользовался моментом, чтобы отравить. Клочков в соседней комнате инсценирует изнасилование хозяйки, чтобы спровоцировать признание Барского или повешение. Ни то, ни другое удается, тогда Дмитрий выдвигает предположение, что конфета была предназначена не для него, а для самого Барского, которому жена изменяла с Русских. Барский признается, что отравил он из зависти – Дмитрий крепкий и здоровый, а он в шрамах весь. Благодарит за убийство Русских.

Добившись желаемого, Клочков глотает язык и умирает. После звонка Кожуха выясняется, что анализы не показали отравления, а Барский и Кожух накануне поспорили, что Клочков воспримет информацию о ядовитой конфете всерьёз.

Кир Булычёв — «Крокодил на дворе» (пьеса) Править

Ночь. Слышен кошачий визг и чавканье. Появляется и исчезает тень крокодила. Вечер. Кресс, ихтиолог, сидит перед подъездом и слушает в окошко трансляцию футбольного матча. Здесь же встречает соседа Плошкина, военного в отставке. Плошкин несет ведро с редкими рыбками. Но попытки выяснить, откуда рыбки прерваны появлением жены Кресса. Из подъезда выходит кошатник Колюшкин, он выгуливает своего кота-убийцу.

Саша Мухин, таксист, покупает невесте абажур. Его невеста, русалка Геня, капризничает, ей не нравится цвет. Геня себя плохо чувствует, но вызывать врача Мухины боятся — ведь все узнают, что невестка русалка. Мухина, мать Саши, идет на прогулку с Геней и встречает Кресса, который почти сразу начинает подозревать, что девушка русалка. Он рекомендует вызвать врача, а сам, подкараулив участкового, оглушает его и прикидывается доктором, надев парик.

После осмотра Гени становится очевидным, что она русалка. Кресс, всегда мечтавший найти русалку, признается в любви и предлагает пожениться и бежать. Но с приходом Мухина вынужден выпрыгнуть в окно. Мухин приносит абажур другого цвета, а Геня говорит ему, что он ей неприятен – ее увлек рассказ Кресса о море.

Мухина встречает на рынке Плошкина. Он торгует раками. Плошкину стыдно, ведь он отставник, не к лицу ему заниматься торговлей. Мухина уговаривает его не переживать. Затем она заходит к Крессам и узнает, что сам Кресс всю жизнь ищет русалку, а его брак — лишь временный союз. Мухина уходит. Кресс рассказывает жене, что нашел свою русалку и намерен жениться. Чтобы избавиться от Мухиных, Кресс платит Колюшкину, чтобы тот натравил своих котов на Сашу.

Плошкин уезжает в другой город за наследством. Ключ от квартиры он отдает Мухиной. На Сашу нападает кот, но никаких серьезных увечий не наносит. Мухины заходят в квартиру Плошкина и возвращаются в недоумении. Туда же ведут Геню. Кресс, обнаружив, что дверь квартиры Плошкина не заперта, входит туда. Спустя несколько минут выбегает в возмущении и пытается жаловаться с помощью мобильной связи в инстанции.

Возвращается передумавший ехать Плошкин. Все соседи попадают в его квартиру и видят море. Плошкин пытается всех выгнать. Однако соседи настаивают на разделении имущества и получении коммерческой выгоды. Геня уплывает в открытое море. Саша остается ждать ее на берегу один. Появляется местный житель, который говорит о скором закрытии пляжа. По краю воды идет тень крокодила.

Интересные факты Править

  • Повесть «Псы-витязи», опубликованная в номере, отличается от общеизвестного варианта произведения отсутствием первых пяти и последней глав, а также самим тестом - значительные открывки отсутствуют, некоторые сильно переработаны.
  • Интернет-магазин Ozon.ru, поместив номер журнала в раздел «Букинистика», утвердил статус редкого коллекционного издания.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики